Текстильные стропы

Текстильные стропы – принадлежат к группе гибкого грузоподъемного оборудования, целом известны как подъемные стропы.

Подробнее информацию о стропах смотрите на сайте ТОО «ГЗП Атлант»

Стропы текстильные

Строп – гибкое соединение подъемного средства и груза в процессе крепления и поднятия. Плоский текстильный строп –строп, состоящий из текстильной ленты, иногда оснащенный металлическими наконечниками. Основные достоинства текстильных стропов:

— Текстильные стропы долговечны, надежны и обладают высокой износостойкостью. Температурные колебания, влажность, воздействие бактерий и большей части химических соединений, масел и бензина не принесут никакого вреда.

— Текстильные стропы безопасны в использовании. Они не могут причинить ушибов, как цепные стропы. Текстильные стропы
не портят грузоподъемное оборудование и транспорт.

— Текстильные стропы мягкие, легкие и компактные. Они не повредят хромированные или окрашенные поверхности груза. Для перемещения текстильных стропов не требуется ни специального оборудования, ни особых усилий, что поможет освободить рабочую силу для других задач. Такие стропы не займут много места на Вашем складе.

— Текстильные стропы изготавливаются из полиэстерной ленты, которая не вытягивается под воздействием груза в отличии от капроновой.

Грузоподъемность — от 0,5 до 50,0 тонн

Основные — типы СТП, СТК

Исполнение — текстильные ленточные, текстильные круглопрядные.

Текстильные стропы отличаются высокой гибкостью, что также очень важно в работе. Такелажники прекрасно знают, как иногда бывает сложно стропить груз жестким, плохо гнущимся стальным канатом. Обратимся еще раз к приведенному выше примеру и предположим, что нам требуется закрепить «на удавку» груз стальным канатом диаметром 39 мм. Попробуйте проделать это на практике и убедитесь, что вручную сделать это просто не под силу. Следует, однако, отдать должное и цепным стропам, которые также обладают достаточной гибкостью и дополнительными степенями свободы. Указанные выше свойства дают текстильным стропам целый ряд преимуществ. Так, если с большегрузными текстильными стропами может справиться один человек, то для обслуживания металлических канатов с аналогичной грузоподъемностью необходима целая бригада; они позволяют также значительно сэкономить не только человеческие ресурсы, но и время, затраченное на погрузочно-разгрузочные работы. Тканые стропы гораздо безопаснее в работе, на них не бывает торчащих металлических волосков, которые часто приводят к травмам, рвут рукавицы и спецодежду. Чего только не делают на предприятиях для предотвращения подобных случаев. Ответ на этот вопрос прост: они обладают множеством «плюсов» по сравнению с традиционными канатными и цепными стропами. Прежде всего, текстильные стропы значительно легче металлических тросов, что является одним из самых весомых аргументов в пользу более широкого их применения. Наверное, каждый из нас в детстве наблюдал, как обыкновенный лесной паучок спускается по почти невидимой нити, и удивлялся ее необычайной легкости и прочности. Ученые подсчитали, что такой «строп» при длине, равной экватору Земли, будет весить всего 340 г. И это при том, что паутинка прочнее стальной нити того же диаметра. Оба этих свойства особенно заметны при работе со стропами большой грузоподъемности. Приведем простой пример: если традиционный для нашей страны кольцевой строп грузоподъемностью 12,5 т и рабочей длиной 5 м, изготовленный из стального каната диаметром 39 мм, весит около 75 кг, то его текстильный аналог — примерно 15 кг.

Зачем нужны текстильные стропы?

Состояние канатов постоянно контролируется, инвентарь осматривается на наличие дефектов и пригодности к работе, выдается новая спецодежда, проводится дополнительный инструктаж, но все равно количество травм, особенно мелких, постоянно растет. Кроме того, стропы у наших строителей зачастую грязные и ржавые, что не способствует быстрому заживлению ран. Надо отметить и то обстоятельство, что при разрыве текстильный строп, благодаря расположению основных несущих волокон, разрушается в направлении приложения усилия, в то время как «поведение» канатного стропа в такой же ситуации непредсказуемо и может привести к травме.

Благодаря своей гибкости текстильные стропы менее подвержены деформированию. Как известно, металлические стропы при воздействии больших нагрузок не в состоянии принять первоначальный вид, а при некоторых видах остаточной деформации их вообще не обходимо изымать из обращения. Текстильные стропы, напротив, достаточно быстро приобретают исходную форму. Данное обстоятельство напрямую влияет на срок службы, который у текстильных строп намного выше, чем у стальных канатных.

Текстильные стропы обладают высокой устойчивостью при работе в агрессивной среде, на них не оказывают существенного воздействия многие химические вещества, в частности кислоты, щелочи, окислители, морская вода; кроме того, они очень компактны, легко сворачиваются и занимают мало места. Благодаря последнему обстоятельству в сочетании с небольшим весом их удобно хранить и перемещать с места на место. И, пожалуй, самое важное свойство текстильных стропов: вследствие того, что полимер гораздо мягче металла, он гарантирует полную сохранность перемещаемых грузов без использования специальных защитных приспособлений. При правильном их использовании на поверхностях поднимаемых элементов не только не остается никаких повреждений, но даже малейших следов. Это крайне важно при работе с конструкциями и изделиями, требующими к себе особенно бережного отношения.

Конечно, есть у текстильных стропов и свои «минусы», хотя, на наш взгляд, достоинств все же гораздо больше. Все это должен знать любой такелажник, работающий с подобными приспособлениями, хотя бы для того, чтобы правильно их эксплуатировать и не допустить несчастных случаев на производстве. Перечислим основные недостатки текстильных стропов:

— синтетические текстильные стропы боятся открытого огня, они также могут получить сквозные прожоги от капель жидкого металла, образующихся при сварке;

— высокие концентрации щелочей и кислот тоже опасны для синтетических строп, т.к. при длительном воздействии они могут вызвать повреждения. Поэтому стропы, на которые случайно попали концентрированные кислота и щелочь, необходимо сразу же и тщательно промыть, высушить и передать для проверки с целью определения их дальнейшей пригодности к эксплуатации;

— под влиянием ультрафиолетового излучения искусственные волокна теряют свои качества, поэтому при хранении текстильные стропы (это касается в первую очередь ленточных стропов) должны подвергаться непосредственному воздействию солнечных лучей или других мощных источников ультрафиолетового излучения;

— несмотря на то, что текстильные стропы хорошо воспринимают сосредоточенные нагрузки от острых краев и кромок перемещаемых грузов, они нестойки к порезам. Поэтому при эксплуатации следует избегать таких движений грузов с острыми кромками, которые могут вызвать надрезы строп либо применять специальные защитные кожухи и накладки.

Каждый строп должен иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации. Разрешается иметь один паспорт на партию однотипных стропов, однако в этом случае в нем должны быть указаны номера всех стропов, входящих в партию. Строп может быть допущен к эксплуатации при наличии разрешения на применение, выданного соответствующим компетентным органом, например Госгортехнадзором России.

Текстильные стропы выбираются примерно так же, как и металлические, хотя здесь имеются определенные отличия. Так, перед началом эксплуатации необходимо определить предельные рабочие нагрузки, которым будут подвергаться стропы, а также учесть режим использования и характер поднимаемого груза. Размер, форма, вес и предполагаемый метод подъема груза (некоторые виды строповки представлены на рис. 2 и в табл. 2), а также рабочая среда и характер груза влияют на принятие правильного решения при подборе требуемого стропа.

Строп прежде всего должен иметь длину, достаточно точно выверенную для данного способа подъема. Если для подъема груза используются два стропа и более, то все они должны обладать одинаковыми характеристиками. На материал, из которого изготовлена лента, не должны оказывать негативного воздействия ни окружающая среда, ни сам груз. Следует обратить внимание и на те типы грузоподъемных устройств, которые вы планируете использовать в комплекте со стропом, — они должны соответствовать его типу и параметрам. При использовании стропа с мягкими петлями их минимальная длима во время работы с крюком должна быть как минимум в 3,5 раза больше максимальной толщины крюка, причем в любом случае угол, образующийся в петле стропа, не должен превышать 200.

С самого начала подъема следует придерживаться нормальной практики работы со стропами и заранее планировать операции крепления, подъема и опускания груза. Плоские тканые ленточные стропы должны быть правильно размещены и прикреплены к грузу безопасным способом. Размещать их необходимо так, чтобы нагрузка равномерно распределялась по ширине и чтобы ни ленты, ни узлы на них не перекручивались. Швы (строчки) не должны попадать ни на крюки, ни на другие грузоподъемные устройства. Стропы следует предохранять от истирающего воздействия кромок груза или деталей грузоподъемных приспособлений. В случае если детали усиления и защиты от кромок или истирания являются составными частями стропа, они должны быть правильно расположены; может возникнуть необходимость и в их дополнительной защите.

Для предотвращения опрокидывания или выпадения груза во время подъема он фиксируется; стропы следует размещать таким образом, чтобы точка подъема находилась непосредственно над центром тяжести груза, причем последний, будучи сбалансированным, не должен раскачиваться.

По завершении подъема груза строп следует отправить на место хранения — на полки в чистом сухом и хорошо проветриваемом помещении, вдали от источников тепла и ультрафиолетового излучения. Перед складированием стропов на хранение необходимо проверить, не получили ли они повреждения во время работы.

Периодичность проверок должно устанавливать лицо, непосредственно отвечающее за состояние грузоподъемных механизмов на предприятии, с учетом вида работ, среды, частоты использования, напряженности и других характеристик для обеспечения безопасности обслуживающего персона. Не реже одного раза в год компетентный сотрудник должен осматривать стропы для установления их дальнейшей пригодности, а также вести систематический учет и регистрацию проведенных обследований. Поврежденные стропы необходимо выводить из эксплуатации, а все попытки отремонтировать их своими силами должны категорически пресекаться.

Выбраковка и ремонт текстильных строп

Эксплуатация строп запрещается в тех случаях, когда:

— отсутствует этикетка, т.е. невозможно определить ни грузоподъемность, ни предприятие-изготовитель;

— повреждено более 10% поперечного сечения ленточного стропа;

— поврежден или разорван главный шов в местах сшивки — у основания петель;

— повреждены грузовые петли (не защитной накладки, а самой несущей основы) ленточных стропов;

— имеются сквозные повреждения или прожоги несущего слоя вследствие попадания расплавленного металла, воздействия концентрированных кислот или щелочей;

— поврежден несущий сердечник круглопрядного стропа;

— на стропе имеются узлы.